
«То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца... Я буду, хвалим за мое знание и грядущие годы теми, которые будут следовать тому, что я совершил».1Здесь самовосхвалению сопутствует рекламная «подсветка».Еще отчетливее эти тенденции у мастеров древнегреческой керамики. На одной из краснофигурных ваз XI в. до н. э. значится:«Расписывал это Эвтимид, сын Полия, так, как еще не расписывал Эвфроний».2
Здесь четко обнаруживается творческая конкуренция — великий стимул усовершенствования во все времена. И здесь же стремление запечатлеть достоинство своего мастерства во мнении других — крайне необходимая рекламная составляющая самоутверждения личности.
Куда более скромно смотрятся авторские надписи русских ремесленников XII в. из Великого Новгорода. Здесь были найдены два серебряных сосуда, их сделали по одному и тому же образцу. Каждый имеет на дне надпись по определенной формуле. В одном случае надпись гласит: «Господи, помози рабу твоему Флорови. Братило делал».

Демонстративность — семиотический фундамент рекламности — демонстрирует себя в культуре многочисленными способами. Временами тяготение к ней доставляет мастерам, даже очень именитым, некоторые неприятности. Плутарх рассказывает о необдуманном поступке афинского мастера Фидия. Во время создания статуи Афины Парфенос для центрального полисного храма, вырезал на ее щите битву с амазонками, «он изобразил и себя самого в виде плешивого старика, поднявшего камень обеими руками; точно так же он поместил тут и прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой».4 Часть афинского демоса посчитала такое поведение святотатственным. «...Фидий был отведен в тюрьму и там умер от болезни, а, по свидетельству некоторых авторов, от яда...».5
Тем самым, опыт Фидия нашел множественное продолжение в эпоху Возрождения. Исследователи отмечают, что во многих художественных шедеврах, таких как «Страшный суд» Микеланджело и «Афинская школа» Рафаэля, изображенных на стенах Ватиканского дворца, имеются соответственно ситуации декорированные автопортреты этих художников.
В эпоху Возрождения находит выражение еще одна форма личностной демонстративности, в полной мере дошедшая до нашего времени. Это желание заказчиков картин на сюжеты из Священной истории или тех, кто оплачивал заказ (донаторов), быть нарисованными на полотне рядом с почитаемым святым.

Первостепенно включение донаторов в сюжет картины осуществлялось сдержанно. Такова «Троица» Мазаччо, заказанная четой богатых флорентийцев для своей церкви. Тут донаторы — муж и жена — коленопреклоненно обрамляют сюжетный центр изображения. Они отделены от главных лиц колоннами и заметно находятся за пределами сакрального пространства изображения.
Совсем другое обнаруживают через сто лет на картине Ганса Гольбейна Младшего, именуемой «Мадонна бургомистра Мейера». На изображении Богоматерь с Младенцем окружают шесть (!) членов мейеровского семейства. Они очень тесно обступили центральных персонажей, что практически полностью оттеснили их с переднего плана, переводя на себя все внимание зрителей. А сам глава семейства, немного благоговейно, но немного даже кощунственно, касается рукой покрова Мадонны.
Неверно думать, что здесь представлены забытые демостративно-рекламные приемы. Отнюдь нет — сейчас донаторы обыкновенно называются спонсорами и находят способ настойчиво заявлять о себе, если даже не в картинах, то в телевизионных «картинках».
Подводя итог, можно дать окончательное определение проторекламы. Протореклама — это демонстративный знаковый комплекс, обеспечивающий оперативную смысловую и наглядную коммуникацию и самопрезентацию действующим субъектам.
Соединение проторекламных процессов с настоящими рекламными, ступенчатое «перетекание» первых во вторые больше всего зримо анонсирует о себе в сферах конфессиональной, ремесленнической и социально-политической деятельностей.
______________________________
1. Искусство Древнего мира // Всеобщая история искусств. М., Т. 1. С. 74.
2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. С. 87.
3. Рыбаков Б. А. Ремесло // Культура Древней Руси. М.-Л. Т. 1. С. 178.
4. Плутарх. Перикл // Сравнительные жизнеописания в 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 96.
5. Там же.