Наравне с положением о институциональных вариаций устной рекламы в развитом Средневековье сильно напоминают о себе ее фольклорные варианты. Их тексты пишутся по трем основным направлениям.
Первое направление — это «крики улиц» городов средневековья, т.е. мгновенные известия о товарах, фокусниках и акробатах, услугах бродячих торговцев, ремесленников. Мы видели выше, что эти «крики» временами запрещались властями различных преуспевающих городов. Все же полностью искоренить это явление так и не удалось — в доказательство тому сборники текстов, называющиеся в странах Европы («Крики Парижа», «Крики Лондона», «Крики Рима»).
Второе течение устного средневекового рекламного творчества — тексты стационарных зазывал таверн, лавочек, винных и иных распродаж. Как выше говорилось в цеховых правилах, немногие зазывалы были параллельно и глашатаями. Впрочем, такие совмещения информационных обязанностей — дело крайне редкое. В большинстве случаях «зазывания» шли от обычных лавочников, кабатчиков или от их приказчиков.
Третье направление рекламы — это ярмарочный фольклор, в котором взаимодействуют, перехлестываются, сталкиваются все перечисленные варианты устной рекламы и основываются новые ответвления, как правило, еще изощренней, искусней, неотразимо ярче.
<< предыдущая тема в раздел следующая тема >>