Меню

Друзья сайта

Рекомендуем

Форма входа

Облако тегов

Дэн Уиден сайт о рекламе заказчик Исполнитель обязанности сторон порядок оплаты рекламный договор аудитория маркетинг психология рекламы рекламодатель рост продаж русский PR газета издание Московские новости СССР проект майл Николай Фомичев объявление рекламная сеть реклама все о рекламе размещение рекламы реклама на yahoo вконтакте мобильная реклама рекламный блок интернет плохое качество поддержка провайдер яркая реклама голубиная почта использование функции новость конфликты и происшествия права на собственность товарный знак новости Однажды первый полет информационное письмо промоакция рекламная кампания история рекламы бренд глашатай компания надувательская реклама протореклама реклама на тв рекламный жанр закон о рекламе журналистика издания отец английской рекламы продукция реклама в интернет зенит контракт Манкин менеджмент персонаж Смешарики сотрудничество наружка падение рынка Samsung доля рынка навязчивая реклама ФАС домашний передача стс телемагазин телеэфир Internet Explorer Microsoft window 10 Корпорация МегаФон рассылка спам

Поиск

Счетчики

Яндекс.Метрика

Раскрутка сайта

Бесплатная раскрутка сайта




Суббота, 14.06.2025, 14:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость 
ВСЁ О РЕКЛАМЕ
Главная | Мой профиль | Регистрация  | Карта сайта | О проекте |
Изобразительная и письменная реклама Позднего Средневековья


На территории Западной Европы в XV—XVI вв. продолжает лидировать устная форма рекламирования. Все виды устной коммуникации продолжают свое шествие по рынкам, ярмаркам, городским улицам и проселкам. Рыцарство переживает пору заката, все же герольды еще стараются созывать всех тех, кто не потерял воинственный дух, на красочные зрелища турниров. В конце XVI в. турниры практически перестают существовать. Изобразительные возможности рекламной деятельности не только не ослабли, но укрепили свои возможности воздействия на публику. Известный голландский культуролог и историк Й. Хейзинга повествует: «Основная особенность культуры позднего Средневековья — ее чрезмерно визуальный характер»1. 
Одной из форм проявления такой «чрезмерной визуальности» стали живописные вывески. Об этой рекламной форме во времена античности было рассказано в главе 1. Относительно существования этого жанра в Средние века имеются интересные свидетельства. К примеру, строки Франсуа Вийона знаменитого поэта Франции:

Затем я завещаю Жану 
Трувэ три славных кабака: 
«Корову», «Жирного барана» 
И «Круторого быка»

Закавыченные слова — это изображения животных, изображенных на вывесках кабачков в Париже. Как правило, первостепенно они не имели устного сопровождения —  мало кто бы смог  его прочесть из-за массовой неграмотности населения. Наоборот, варианты геральдических изображений помогали ориентироваться простым людям в лабиринте харчевен и лавочек.
Учитывая это, в 1393г. король Ричард II издал указ в, который обязывал всех торговцев на своих домах повесить опознавательные знаки в виде животных или геральдических кронштейнов (щитов). Отмечается резко возросший спрос на работу художников и злато-кузнецов, также значительное увеличение расценок на их продукцию. Скорее всего, активность посещения лавок и харчевен выросла тоже. К тому же на многих вывесках верноподданные коммерсанты поместили центральную фигуру королевского герба — белое сердце.2
Комментируя приведенные выше строки поэта, французский исследователь пишет:

Вывески, эти наивные картинки, вырезанные из крашеного дерева или позлащенного полотна, занимают существенное место в социальном облике средневековья.... Они давали имя дому, служили рекламой лавочек... В городском лабиринте, где названия улиц никак не обозначены и где у домов нет номеров, вывески — главный ориентир в городской жизни.3 

Со временем буквы дополняют фигуры вывесок — навыки письменной рекламы все напористее заявляют о себе в эпоху Позднего Средневековья.
Любопытное свидетельство этого процесса можно найти в комедии Б. Джонсона «Варфоломеевская ярмарка». Действие происходит вокруг кабака прыткой трактирщицы Урсулы. На вывеске была нарисована голова кабана, но к ней добавлена рекламная ремарка: «Здесь лучшие свиньи и хозяйка жарит их так же хорошо, как всегда»4. 
Письменное слово расширило область своего влияния, и на вывесках все больше места стала занимать его вербальная часть. Пример такой вывески привели в своем содержательном исследовании об формировании творчества вывесок  А.В. Повелихина и Е.Ф. Ковтун. Произведение знаменитого немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего выполнено в 1516 г. для школьного учителя в городе Базеле.

Это доска, расписанная с двух сторон темперой. Под изображениями (классной комнаты с наставником и учениками — Авт.) готическим шрифтом даны рекламные тексты почти одинакового содержания: Один из них гласит: «Если кто-либо (используется формула si quis — Авт.) хочет научиться писать по-немецки самым коротким путем, какой только можно себе представить, через который всякий, кто не знал раньше ни одной буквы, может быстро понять основу, с помощью которой он сможет сам подписывать свое объявление и читать. А кто не сможет научиться, кто настолько неловок, того я стану учить даром и совсем никакой платы с него брать не буду, кто бы он ни был, бюргер или подмастерье, женщина или девушка. Кто в этом нуждается, тот будет честно обучен за приличное вознаграждение. А маленькие мальчики и девочки еще за прислуживание, как принято.5 

Двусторонняя картина в данном случае свидетельствует о том, что вывеска была закрепилась к стене на кронштейны. Именно это крепление стало повсеместным для узких, загруженных повозками, пешеходами, а также выбрасываемым из окон мусором, улочек средневековых городов Западной Европы. Издавались указы, которые требовали не превышать допустимый размер вывесочной рекламы и крепить их надежнее, чтобы они не сваливались на голову людям. Все же, полностью предотвратить такие случаи не удавалось.
Существовал в Средние века и вполне необычный вид письменной рекламы, задокументированные сведения о котором приводят английские ученые, относящиеся к Лондону. В жизнь этого города на протяжении XIV—XV вв. входит существование написанных от руки кратких объявлений, которые называли «si quis». С латинского это переводится как «если кто». Им чаще всего начиналось обращение в рукописных объявлениях, исполненных писцами под заказ людей разнообразного сословия на вошедшей в оборот (с XIV в.) подешевевшей бумаге.
Такие записки бывало расклеивались, где попало. Особенно много их было на дверях храмов,  на самых оживленных трассах: на стенах административных зданий, рядом с постоялыми дворами. Священнослужители старались защитить сакральные территории от сторонних посягательств. На стенах соборов нередки висели предупреждения: «Это место священно, никто не может посягнуть на него». Но клирики посягали: предлагали обучение слову Божьему, иностранным языкам и хорошим манерам. Такие si quis всегда находили место на стенах храмов.
В конце Средневековья на многих стенах, помимо si quis, появляются афиши. Они представляли собой развернутые словесные тексты, они часто сопровождались гравированными украшениями в виде виньеток, рамок и символических изображений. Этот вид оповещения раньше других общественных групп освоили разнообразные труппы и бродячие актеры. Их основная форма оповещения горожан о своем прибытии было громогласное шествие по улицам города. Однако борьба властей с сильным рекламным шумом сократила возможности таких процессий. На помощь пришли play bills — зрелищные афиши. В комедии Бена Джонсона приведен текст афиши театра марионеток:

Древняя современная история о Геро и Леандре, иначе называемая «Пробный камень истинной любви», с не менее точным испытанием дружбы Дамона и Пифия, двух великих друзей с Мелкого берега.6

Подобные «примитивные », зачастую не очень грамотные афиши в большинстве случаев можно было увидеть на почтовых станциях и постоялых дворах. Отсюда возникло новое название рекламного обращения — posters, существующее до нашего времени.
Письменные виды культуры, упорно заявляли о себе, проникая в общественную жизнь, увеличивая спрос на рукописные книги и образованных людей. К свидетельствам этого можно отнести рукописный каталог имеющихся в продаже манускриптов, который относится к 1447 г. Повышенный спрос на письменную продукцию разнообразных жанров: книги, листовки, памфлеты, афиши явился главным толчком к изобретению печатного способа их размножения и становления нового этапа рекламной деятельности.

______________________________

1. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988. С. 318.
2. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996. С. 393.
3. Фавье Ж. Франсуа Вийон. М., 1991. С. 324 - 325.
4. Джонсон Б. Варфоломеева ярмарка // Драматические произведения. М. — Л., 1931. С. 630.
5. Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники аван­гарда. Л., 1991. С. 182.
6. Джонсон Б. Варфоломеева ярмарка // Драматические произведения. М. — Л., 1931. С. 701-702.
 


www.all-rek.ru © 2025