На следующем месте по обращению к печатной рекламе в XV—XVI вв. после книготорговцев и типографов были церковные служители. «... Уже в конце XV в. прибывающих в Рим встречали десятки брошюр с ценами на разного рода документы, составляемые папской канцелярией...»1. Самую большую популярность получили отпечатанные документы об отпущении грехов — индульгенция. У них также были рукописные предшественники и рукописные сведения о ценах которую необходимо оплатить для отпущения всех грехов. Рукописный вариант имел относительно скромный размер. Печатный станок увеличил тираж подобных церковных свидетельств в сотню раз. «... Индульгенции уже расходились многотысячными тиражами, когда книги еще печатались в немногих сотнях экземпляров, а самому Гутенбергу пришлось выпустить целых два тиража индульгенций, видимо выгодно ему оплаченных, чтобы суметь закончить выпуск своей 42-строчной Библии (1454 г.)»2.
Продажа индульгенций в широком масштабе требовала рекламы, и она не заставила себя долго ждать. До нашего времени дошли прейскуранты на разнообразные конфессиональные услуги. В них указывается, к примеру, что замолить грех инцеста или убийства стоит 5 денежных единиц (grossi), грех клятвопреступления дороже на одну единицу, и на две единицы больше оценивается духовная расплата за подделку важных документов.
______________________________
<< назад рождение печатных афиш>>