Вполне современно смотрятся демонстративные акции, которые происходили в дни ежегодных цеховых праздников. Они, в большинстве случаев, совмещались с днями поклонению святому — покровителю цеха. В это время происходило соединение цеховой и религиозной акций, составлявших общий народный праздник. В центре его находилась процессия, в которой участвовали все работники корпорации с детьми и женами, украшенные и разодетые по требованию моды того времени. Заметным штрихом одежды состоятельных мастеров были клейноды, или клейноты (от нем. малая по размеру, но драгоценная вещь; орден) — символы цеха, вышитые на плащах или камзолах. В шествии, как правило, участвовали также и представители духовенства — они сопровождали реликвии из храма, посвященного тому святому, в честь которого устраивался праздник.
Не меньшую роль, чем священные реликвии, играли в подобных шествиях и светские украшения. К примеру, гигантская колбаса, которую носили по городу мясники Кенигсберга. Немецкий автор пишет:
Колбаса была 596 локтей длины, весила 434 фунта и, кроме других ингредиентов, содержала в себе 36 свиных окороков. С веселыми песнями ее нес 91 подмастерье на деревянных вилах. По прошествии 18 лет мясники того же города сделали еще большую колбасу — в 1005 локтей длины... Ее несли 103 подмастерья в сопровождении музыки. Затем она была съедена в компании с хлебопеками, которые, следуя примеру мясников, испекли из 12 четвериков муки 6 колоссальных кренделей и 8 огромных хал, каждая по 5 локтей длины.1
Кроме дней своих святых покровителей, ремесленники также с большой охотой отмечали и общецерковные праздники. В этих процессиях участвовали самые уважаемые члены цеха. Порядок шествия представителей разных ремесел был распределен. Первыми всегда шли каменщики, за ними — сукностриги и мельники, потом — ткачи, канатчики, скорняки, судостроители, разносчики. Каждая группа со своими вымпелами, знаменами, свечами.
Рекламность аналогичных демонстративных акций вполне отчетлива.
Не стоит забывать, что варианты рекламного творчества разнообразных средневековых корпораций всегда ограничивались не только внешними нормативами, но и внутренней саморегуляцией. В уставе цеха лавочников в Страсбурге, к примеру, упоминалось, что выставлять напоказ товар можно только один вид товара и только в одном окне: «не более, чем три куска страсбургского или иного сукна»2. Это вело к повышению качества обслуживания. Во многих местах существовал запрет на яркие вывески ремесленников, и поэтому ремесленники выставляли себя и свой труд в качестве живой рекламы: садились у раскрытых дверей мастерской и всем проходящим было видно, что и как делает мастер.
Исполнять же свою работу приходилось очень качественно. Иначе, после двух-трех справедливых отзывов допустивший брак навсегда изгонялся из членов цеха. Требования к качеству можно представить по отрывку. В Уставе гильдии ковровщиков Лондона от 1331 г. записано:
Ковер не может иметь герба, если только он не из чистой шерсти... Ни одна подушка также не может иметь гербов, если только она не из чистой шерсти в половину локтя в длину и, по крайней мере, четверть локтя в ширину...3
Цеховая эмблематика создала разнообразный массив изобразительной рекламы Развитого Средневековья, она присутствовала практически на каждом изделии, и активно захватывала поверхность рекламных вывесок.
______________________________