Меню

Друзья сайта

Рекомендуем

Форма входа

Облако тегов

Дэн Уиден сайт о рекламе заказчик Исполнитель обязанности сторон порядок оплаты рекламный договор аудитория маркетинг психология рекламы рекламодатель рост продаж русский PR газета издание Московские новости СССР проект майл Николай Фомичев объявление рекламная сеть реклама все о рекламе размещение рекламы реклама на yahoo вконтакте мобильная реклама рекламный блок интернет плохое качество поддержка провайдер яркая реклама голубиная почта использование функции новость конфликты и происшествия права на собственность товарный знак новости Однажды первый полет информационное письмо промоакция рекламная кампания история рекламы бренд глашатай компания надувательская реклама протореклама реклама на тв рекламный жанр закон о рекламе журналистика издания отец английской рекламы продукция реклама в интернет зенит контракт Манкин менеджмент персонаж Смешарики сотрудничество наружка падение рынка Samsung доля рынка навязчивая реклама ФАС домашний передача стс телемагазин телеэфир Internet Explorer Microsoft window 10 Корпорация МегаФон рассылка спам

Поиск

Счетчики

Яндекс.Метрика

Раскрутка сайта

Бесплатная раскрутка сайта




Суббота, 14.06.2025, 14:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость 
ВСЁ О РЕКЛАМЕ
Главная | Мой профиль | Регистрация  | Карта сайта | О проекте |
Начало журналистики в Европе. Информационные бюро


Как уже много раз говорилось, рекламная деятельность — специфическое ответвление течения массовой информации и, соответственно, любые нововведения в этом потоке влияют на жизнь рекламы. Изобретение книгопечатания, усовершенствовало весь информационный обмен в обществе, создало и новые возможности рекламного творческого процесса. Оно заявило о себе рождением новых видов рекламы: комплексная гравированно-текстовая афиша, многотиражные летучие листки, многообразие печатных рекламных объявлений.
Впрочем это был лишь первый результат «типографической эпохи» для судеб рекламы. Намечался очередной поворотный этап в определении этих судеб: рождение периодической печати — журналистики. Собственно с помощью этого социального института, который сформировался в первом десятилетии XVII в., происходит упорядочение массовой информации в пространстве и времени.
Регламентирование во времени означало четкий промежуток в публикации своевременных новостей, разделение «квантов» информации на определенные временные интервалы: полугодие, месяц, неделя (ежедневная газета появилась только полвека спустя). Старания первых создателей прессы (ими чаще всего были почтовики и типографщики) успеть «за временем» показаны профессиональной этимологией. Немецкое слово «Zeitung» — «газета» идет от корня «Zeit» — время, французский корень «Jour» — «день» дал жизнь понятию «Journal», означавшему в XVII в. газетное издание. Даже в России самая первая газета «Куранты» имела в основе атрибут времени. Также имелись «Corrantos» и в Великобритании. Но любимым видом определения ранней периодики в этой стране было слово «Mercury», переводившееся как «Вестник».

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ БЮРО

Первой попыткой пространственной регламентации распространения новостей стало создание информационных бюро. Это были небольшие группы людей, которые специализировались на сборе и распространении самой свежей информации при помощи рукописных, а затем и печатных летучих листков. Первоначальное упоминание о работе информационных бюро в Европе можно отнести к Венеции 1530 г. Венецианская республика была в расцвете могущества, так как обеспечивала своим флотом морскую торговлю со странами востока.

В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях, продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех scrittori d'avisi (переписчики новостей), которые вскоре появляются и в Риме под названием novellanti или gazettanti.1

Листок с актуальной информацией можно было приобрести за мелкую серебряную монету, которую называли "газета". Венецианские рукописные газеты называли «аввизи» (от итал. сообщение, извещение).
В тот же период «информационного бума» в Венеции богатая торгово-промышленная компания предпринимателей Фуггеров пыталась организовать упорядоченную доставку свежей информации до своих филиалов. Начиная с 1568 г. в течение нескольких десятилетий, из Аугсбурга в отделы фирмы регулярно пересылаются Ordinari Zeitungen («Регулярный временник»). Рукописная протогазета Фуггеров содержала «сообщения, касающиеся урожаев, цен, иногда сообщения в виде объявлений и длинный перечень венских фирм (как и где можно купить разные предметы в Вене)»2. Фуггеры развивали отношения с многими странами мира и вступали в торговые сделки с представителями различных государств. Поэтому все полученные сведения классифицировались, переписывались и рассылались подписчикам. Этот опыт длился вплоть до 1604 г. Статьи Фуггеров собраны в 28 томах, которые хранятся в Венской библиотеке.
Общеевропейские течения подъема рекламы и массовой информации по- своему осуществлялись в Британии. Многие министры, сановники, богатые купцы содержали собирателей новостей и информации, которые составляли для них рукописный бюллетень. Каждую неделю получая подобные бюллетени, они раздавали их среди знакомых и друзей. Авторы этих информационных посланий брошюровали их в маленькие книжечки, оставляя пару страниц свободными. Чистые полосы нужны были для заполнения их внутренними известиями, в том числе и рекламными посланиями.
Такое несистематичное информирование населения было организованно двумя обеспеченными джентльменами Вальтером Коупом и Артуром Джорджем. Весной 1611 г. они получили патент от короля Якова I и открыли офис, названный «The Publicke Register for Generall Commerce», («Всеобщедоступный каталог главных коммерческих предприятий»)3.  Основоположник предприятия Артур Джордж через месяц выпустил подробное освещение к полученному патенту. В нем он выражал надежду, что его компания будет помогать в росте информационного обмена, продвижению свободной торговли и совершенствованию предпринимательства. Однако намеченное дело так и не получило продолжения — слишком сильно оказалось сопротивление со стороны хранителей традиций. И не только их. Занявшие прочные позиции ростовщики и торговцы были не заинтересованы в переходе на всеобщую открытость. Идея затормозилась, так и не осуществившись.
Однако ее подхватил медик из Франции Теофраст Ренодо, его поддержало влиятельное духовенство, в том числе и знаменитый кардинал Арман де Ришелье. Уже в 1612 г. он получил патент из рук Людовика ХIII на открытие информационного бюро. Однако сопротивление этому новшеству в придворных кругах Парижа было не меньшим чем в Лондоне.
Потребовалось 17 лет, чтобы задуманное осуществилось. Только в 1629 г. стало возможно помещать на модных местах Парижа следующие объявления:

С разрешения короля! Доводится до сведения всех лиц, желающих продать, купить, взять напрокат, отдать внаем, обменять и т.д. К сведению господ, желающих нанять прислугу, и тех, кто ищет условия службы, кто ищет место..., просим обратиться в Адресное бюро, разрешенное Его Величеством для удобства публики и открытое ежедневно с восьми часов утра до шести вечера... 4

Любопытно, что услугами Адресного бюро могли воспользоваться все желающие в среднем за три су. Статья XIII королевского распоряжения гласит: «Адресное бюро должно быть только посредником между бедняком и богатым, между врачом и больным... и посредником бесплатным, насколько это возможно...»
Ю.В. Попов прокомментировал это событие так: «... Можно сказать, что Т. Ренодо заложил основу рекламного агентства, давая необходимое место для различных объявлений и предложений». Народ окрестил его «конторой встреч»5. Осенью 1630 г. истинный правитель Франции кардинал Ришелье после личного ознакомления с работой Адресного бюро дал официальное согласие распространять информацию по всей территории Франции. Это стало стимулом для создания первой французской еженедельной газеты Gazette, которая начала выпускаться 30 мая 1631 г. Газету публиковали раз в неделю на четырех страницах, в ней содержались официальные новости из Франции и различная событийная информация из других стран. Первый тираж составлял 1200 экземпляров. С самого первого номера в газете появились развернутые рекламные тексты. 
Параллельно с газетой продолжали печататься «Листки Адресного бюро». К примеру, № 15 от 1 сентября 1633 г. содержит рекламу о продаже мебели и домашних принадлежностей, земельных участков и домов, а также рабочие вакансии. Эти листки издавались в среднем один раз в декаду, но не регулярно.
В то же время и в Англии возродились попытки основать информационно-рекламное бюро. В 1637 г. требующийся патент король Карл I выдал капитану Роберту Иннису. Но разыгравшаяся вскоре гражданская война снова не дала шанса укоренить это начинание, тем более, что сам капитан Роберт Иннис погиб, сражаясь за короля. Третью попытку создания бюро совершили уже в 1648 г.
Таким образом, создание рекламно-информационного офиса в Лондоне задерживалось, однако в образовании периодической прессы Англия опередила Францию. Но еще больший успех в создании периодики был на немецкой земле. Преемником «временников» Фуггеров в Аугсбурге стал еженедельник, образцов которого не сохранилось, а в Страсбурге в 1609 г. начали выпускаться еженедельные «Relation aller fiirnemmen und gedenckwurdigen Historien» («Сообщения о важных и достопамятных событиях»), под издательством Иоганна Каролуса 6.
В Англии попытка еженедельной периодики восходит к 1621 г. В этот год Уильям Арчер напечатал первые английские «Coranto», которые содержали только иностранные новости. Эта инициатива не справилась с задачей периодичности, но ее примеру последовал памфлетист и книгопродавец Натаниэл Баттер.

______________________________

1. Бюхер К. Возникновение народного хозяйства. СПб., 1907. Вып. 2. С. 13.
2. Там же. С. 16.
3. Elliott В. A History of English Advertising. P. 13.
4. Попов Ю. Теофраст Ренодо — основатель французской журналистики // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». 1978. № 4. С. 38.
5. Попов Ю. Теофраст Ренодо — основатель французской журналистики. С. 38.
6. Buchli H. 6000 Jahre Werbung. B. 2. S. 252.


www.all-rek.ru © 2025