Части культа большей степени, чем политические пристрастия, проникали во всю материальную и духовную культуру античности, что подходит религиозному мироощущению человека греко-римскому периоду. Тут же, в контексте развитии рекламного процесса, особенно интересны различные виды торжественных процессий. Они предназначались практически всем богам Олимпийского пантеона и проходили ежегодно. На закате античности жители Римской империи все больше отступали от традиций и включали в свой уклад преклонение новым богам. Описание Апулея одного из многих празднеств, которые посвящены богине плодородия:

шея и осел с приклеенными крыльями рядом с дряхлым стариком: сразу скажешь — вот Беллерофонт (мифический герой, победивший чудовище — химеру на крылатом коне), а вот Пегас...
Женщины, блистая белоснежными одеждами, радуя взгляд разнообразными уборами, украшенные весенними венками, одни из подола цветочками усыпали путь, по которому шествовала священная процессия, у других за спинами были повешены блестящие зеркала, чтобы подвигающейся богине был виден весь священный поезд позади нее; некоторые, держа гребни из слоновой кости, движением рук и сгибанием пальцев делали вид, будто расчесывают и прибирают волосы владычице; были и такие, что дивным бальзамом и другими благовониями окропляли улицы. Тут же большая толпа людей обоего пола с фонарями, факелами, свечами и всякого рода искусственными светильниками в руках прославляла источник сияния звезд небесных. Свирели и флейты, звуча сладчайшими мелодиями, создавали очаровательную музыку. За музыкантами — прелестный хор избранных юношей в сверкающих белизной роскошных одеждах повторял строфы прекрасной песни, слова и мелодию которой сочинил благоволением муз известный поэт; песнопение это заключало в себе, между прочим, зачин более величественного гимна с молитвами и обетами.1
Это описание подробно передает неразделенность священного действия, сплавленность в нем всевозможных знаковых систем, приобретенных культурой: пения, танца, музыки, фарса, скульптуры, устной поэзии и т.п. Здесь берут свое начало драматургические жанры, средневековые мистерии и карнавалы. Также здесь имеются и зародыши рекламных акций: устремленного сочетания массы знаковых средств, призываемый ради комплексного влияния на потенциального потребителя: участника, зрителя, попутчика.
Как говорилось выше, в единый рекламный процесс присоединялись призывы бродячих проповедников восточных культов, а также множественных прорицателей, которые предлагали за умеренную плату предсказать будущее. Потребность на прорицателей была очень велика, также было велико число обманщиков в этой сфере. Апулей рассказывает:

Установив одно общее предсказание на различные случаи жизни, таким манером дурачили они массы людей, спрашивавших у них совета по самым разнообразным поводам. Прорицание гласило следующее:
Быки в запряжке пашут землю для того,
Чтобы посевам впредь привольно зеленеть.
Случалось ли, что желающие вступить в брак спрашивали совета, они уверяли, что ответ попадает как раз в цель: сопряженные супружеством создадут многочисленное потомство; если запрашивал их человек, собирающийся приобрести имение, то оракул говорил правильно... Хотел ли кто получить божественное указание, беспокоясь на счет предстоящего путешествия, вот уже готова ему упряжка самых смирных четвероногих, а посев сулит барыш; добивался ли кто ответа, удачно ли окончится предстоящее сражение или преследование разбойничьей шайки, они утверждали, что прорицание благоприятно и знаменует полную победу, так как головы врагов склонятся под ярмо и будет захвачена обильная и богатая добыча. Этим мошенническим прорицанием вытянули они немало денег.2
Шарлатаны расхваливали свои провидческие услуги изобразительно и настойчиво, создавая формы того, что в западноевропейском Средневековье будет называться «дутой» рекламой.
Самый яркий и полноценный рекламный текст, приобщенный заветным проблемам — осмысление воли богов с помощью толкования снов, дошел до наших дней от III в. до н.э. Это текст, высеченный на каменной стеле и найденный в руинах древнеегипетского города Мемфиса. «Я, Рино, с острова Крит по воле богов толкую сновидения».3 Это древнее объявление соединяет иллюстрацию и слова. Предполагается, что результат от столь фундаментальной рекламы был достаточно высок.
______________________________
1. Апулей. Метаморфозы в 11 кн. М., 1959.С. 300-301.
2. Апулей. Метаморфозы. С. 250.
3. Феофанов О. А. США: реклама и общество. М., 1974. С. 50.