Заря Нового времени началась с технического переворота в области массовых коммуникаций. Им стало изобретение печатного станка со сменными литерами немцем Иоганном Гутенбергом. Эта новинка оказала громадное влияние на развитие западноевропейской цивилизации. Между тем в Китае наборный метод воспроизведения текста был известен еще с XI в. и взрывного действия на людей не произвел. Изобретение Гутенбергом печатного станка оказалось в начале уже происходящего грандиозного сдвига в обществе, и являлось, как бы ответом на его назревшие запросы.
К началу XV в. потребность в письменной информации испытывали разросшиеся в Европе финансовые и производственные структуры, административный аппарат, купеческие объединения и, наконец, укрепившиеся за прошедшие два века университеты — центры общего образования и богословия. Потребности в массовой передаче информации уже не могли быть удовлетворены только устной и изобразительной коммуникациями. Городские и монастырские скриптории (центр переписки книг) не справлялись с множественными заказами, гравированные летучие листки не успевали впитать в себя все актуальные тексты, которые предназначались для широкой аудитории.
Как рассказывает Люблинский В.С., «...основной социальной предпосылкой книгопечатания являлся массовый спрос на много экземпляров одновременно абсолютно идентичного текста».1 Итогом такого спроса стало то, что изобретение И. Гутенберга подхватили все крупные европейские города. Типографии создавались в Страсбурге, Нюрнберге, Аугсбурге, Париже, Базеле... В последнем году XV в. (1500 г.) уже работали 200 типографий в 69 городах Европы.2 Это течение, справедливо называют "третья информационная революция" (первая — формирование речи, вторая — изобретение письменности), оно имело огромное последствие для развития рекламы.
______________________________