Несомненно, крики стационарных зазывал не очень отличались от «криков улиц» — они возникали в общем водовороте фольклорных стихий. Отличительная особенность в том, что к завлекающим фразам добавлялись настойчивые жесты: прохожих хватали за руки, чтобы затащить в свою таверну или лавочку, порой, просто не давая пешеходу спокойно пройти. Два голландских путешественника, побывавшие на знаменитом Центральном рынке Парижа, так описывают эту картину:
...Мы видели ветошный ряд, каковой находится возле Рынка. Это большая крытая галерея на столбах из тесаного камня, в которой помещаются скупщики и продавцы старого тряпья... Там дважды в неделю бывает открытый рынок... В какое бы время ты там ни проходил, тебе досаждают их непрерывные крики — о добром деревенском плаще, о прекрасном камзоле — и подробности, с какими они расписывают свой товар, хватая людей за руки, дабы затащить в свои лавки...1
Активность стационарных зазывал описал в своем знаменитом «Видении Уильяма о Петре-Пахаре» английский классик Уильям Ленгленд:
Повара и их слуги кричали:
«Горячие пирожки, горячие!
Хорошие поросята и гуси!
Пойдемте обедать, пойдемте!»
Трактирщики говорили то же самое:
«Белое вино из Эльзаса
и красное вино из Гаскони,
с Рейна и из Рошели,
чтобы переварить жаркое».2
Среди обычных зазывал — трактирщиков и торговцев — встречались и так сказать «интеллигенты» Средневековья — это публичные писцы. Они старались располагаться в самых людных местах, в основном, на центральной площади города, и выставляли напоказ свою чернильницу, дорогой пергамент, связки отточенных
Значение зазывалы с течением времени отделялось от основных продавцов в крупных торговых точках, от тех, кто сам выполнял предлагаемую услугу. Но это произойдет немного позже — этому поспособствует становление театрализованных зрелищ, частично приходящих на смену турнирам и публичным казням. Театральных зазывал стали называть театральные герольды - на Западе, и балаганные деды - в России.
Это произойдет ближе к закату Средневековья. Пока же в разных городах Европы власти стремятся уменьшить чрезмерную вербальную и жестовую активность зазывал, которая переходит в рекламную агрессию.
В городке Мурау (Австрия) оглашается приказ:
Еще одним доказательством попыток регулирования агрессии зазывал служила статья из упомянутого ранее Регистра ремесел и торговли: «Никто не может и не должен зазывать, ни привлекать покупателя, который стоит у другого прилавка или у другого дома; а если кто так делает, он платит королю 5 су штрафа и 5 су братству»5. Полностью запрещалось надоедать прохожим в центральных кварталах владельцам фешенебельных заведений, «приличных» магазинов. Несложно догадаться, что запреты упорно нарушались. Все же, проблема эффективного регулирования рекламной деятельности не решена и в настоящее время.
______________________________