Насыщенность рекламных и других массовых потоков в античный городах потребовало регулирования. В целях прекращения непомерного шумового изобилия и разгула неряшливой рекламы, которая попадалась то там, то здесь, нередко в самых неуместных местах, городская власть требовала: «Запрещается писать здесь, горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему удачи». Сила граффити побудила на создание шутливой эпиграммы:
Я удивляюсь тебе, стена,
Как могла ты не рухнуть,
А продолжаешь нести
Надписей столько дрянных.1
Можно допустить, что в противоположность этой стихии и зародилась идея album — это специально выделенные участки для обмена всевозможной информацией.
Велся очень строгий надзор над исполнением правил торговли и завлечением покупателей на рынках. В Афинах магистрат создал специальную должность - агораном - блюститель порядка на рыночных площадях. Им часто помогали и общественные блюстители норм — астиномы, о которых шла речь ранее. В одной из пелопонесских надписей говорится:
Место, где будет происходить торг, укажут жрецы. Обязанность наблюдать за правильностью торга и за пользованием надлежащими мерами и весами лежит на агораноме. Ни цена, ни объем продаж не подлежат его утверждению. Особой платы за место с торговцев не полагается. Торговцы, которые нарушат эти правила, подлежат наказанию кнутом, если они рабы, и штрафу, если они свободные люди.2
Как видим, агораномы присматривали в греческих городах за порядком на рынках, а также за общим приличием устной рекламы. Но им не всегда удавалось этого добиться, как известно, из произведений Геродота, также из рассуждений Платона.
Впрочем попытки урегулировать рекламный процесс повторялись раз за разом. О нескольких из них повествует римский литератор Авл Гелий. С его слов, курильные эдилы (градоначальники) Рима публиковали эдикты, которые регламентировали рыночную торговлю, также ведение судопроизводства в торговых спорах. К примеру, в эдикте было указано:
Позаботься, чтобы объявление о продаже отдельных рабов было составлено так, что можно было бы сразу понять, какую кто имеет болезнь или физический недостаток, кто является беглым, или бродягой, или ненаказанным еще преступником.3
Здесь можно наблюдать, что забота о достоверности рекламного текста идет рука об руку с ее общим развитием.
______________________________
1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. С. 106.
2. Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2000. С. 191.
3. Авл Гелий. Аттические ночи. М., 2007.