Если о качестве устной рекламы в античности мы можем рассуждать по сторонним данным, то изобразительный вид рекламы дошел до нас естественно Множество образцов художественных вывесок и эмблемы ремесленников, сохранившиеся на многих предметах гончарного производства. Вывески дошли до наших дней в двух вариантах: это мраморные рельефы, имеющие вывесочный характер, и живописные вывески, которые были обнаружены при раскопках Помпеи, погибшей под лавой вулкана Везувий в 79 г. н. э. (Характер извержения был таким, что множество предметов как бы законсервировалось, а не разрушилось).
Пример, мраморный рельеф, имеющий вывесочный характер. Рельеф отображает ремесленника злато-кузнеца:

Юноша в подпоясанной тунике с закатанными до локтя рукавами сидит перед наковальней, поставленной на чурбак, и двойным молотком... бьет по полосе металла, которая лежит на наковальне и которую он придерживает левой рукой. На стене над золотобоем весы; за чурбаком поставлены один на другой пять предметов, постепенно уменьшающихся от пола кверху. Каждый из них напоминает две глубоких тарелки, из которых верхняя опрокинута на нижнюю.1
Эти слова принадлежат известной исследовательнице античных времен М.Е. Сергеенко. Она поддерживает мнение своих коллег по поводу того, что это изображение было рекламой места престижного ремесла — обработка драгоценных металлов, также оно являлось вывеской. В том, что за предметы изображены на заднем плане рельефа, мнения расходятся. Одни видят в них слитки металла, ожидающего обработки, другие видят — пакеты готовых к продаже изделий. Жителям античного Рима было, вероятно, вполне понятно, что изображала данная вывеска.
В Помпеях найдены не столь тяжелые вывески, написанные красками на стенах или на специальных досках. Самыми распространенными услугами в этом городе были гостиные дворы, таверны и харчевни. Из многих источников мы можем узнать, что на центральной улице города, под названием Стабиева дорога, протяженность которой составляла 770 метров, было расположено 20 харчевен. Всего в Помпеях было примерно 140 такого рода заведений. Соответственно, они между собой конкурировали, и хозяева старались их разнообразно раскрасить, чтобы завлечь проходящих мимо людей.
Среди подобных попыток — вывески, сопоставимы с современными комиксами. Они являются набором изобразительных ситуаций, которые объясняют, что получит человек, если войдет в дверь, которая для него широко распахнута. По две картинки с каждой стороны двери. На первой изображено омовение ног путника, на второй — стол и угощение. На третьей картинке — женщины сопровождают гостя на отдых, четвертый эпизод показывает нам отдых усталого путника.

Еще один вариант предметно-символичного решения, когда прямолинейное изображение товара заменяют другим предметом, функционально близким ему. Так, около лавок булочников лежали жернова. Для помола зерна жернова — предмет необходимый, поэтому ассоциации вполне понятны.
Еще, к примеру, обыкновенный воинский щит, служил вывеской гостиницы, таверны, постоялого двора. Выставленный щит давал понять человеку, что в этом заведении он может отдохнуть и быть при этом защищенным.
Также очень любопытен плющ, как символ виноторговли. Здесь, скорее всего, заложена ассоциация сходства: плющ и дикий виноград — очень похожи.
Приемы символизации широким образом применялись в фирменных знаках, которыми помечали свои изделия все античные ремесленники. Особенно часто подобные предметы встречаются на различных предметах гончарного производства. Среди них выделяются четыре основные группы изображений: (1) различные предметы — молоток, треножник, алебарда; (2) растения — венки, ветки, цветы; (3) животные — конь, бык, слон, лев, собака; (4) образы божеств в человеческом облике.2

Город Херсонес (территория современного Крыма) считался центром керамического производства. В огромном количестве археологических находок найдены помеченные клеймами мастеров рыболовные грузила, светильники, амфоры и прочие предметы. Самой распространенной формой клейм была монограмма или заглавные буквы имени — изобразительное их сопровождение встречалось относительно редко. Тем не менее, исследователи сделали вывод о том, что все знаки «являются своего рода фабричной маркой... Клейма накладывались самими мастерами с целью ознакомления покупателей со своей продукцией».3
Как выяснилось, даже стены античного города Херсонес были выложены из каменных блоков, отмеченных фирменными значками каменотесов, которые относятся к концу V в. до н.э.
______________________________
1. Сергеенко М.Е. Ремесленники древнего Рима. Л., 1968. С. 39.
2. Граков Б.Н. Древнегреческие керамические клейма с именами астиномов. М., 1929. С.86.
3. Ахмеров Р.Б. О клеймах керамических мастеров эллинистического Херсонеса // Вестник древней истории. 1951. №3. С. 78.