Одновременно самоидентификации индивидуумов все больше старательно охраняется отграниченность племенных и родовых сообществ. Они хотят отличаться друг от друга прической, одеянием, раскраской тела, специфическими орнаментами и украшениями на предметах обихода, орудиях труда, оружии.
Чтобы увидеть подобную демонстративную вариативность, запечатленной древней традицией, не нужно отправляться в Бразилию. В краеведческих музеях России до сих пор хранятся праздничные одежды крестьянок, расшитые изящными орнаментами и украшенные жемчугом или бисером. Разновидности орнаментов различаются по местам поселений: калужский, разумеется, должен был не повторять узоров рязанского, и наоборот. Таким образом, элементы проторекламы, образуясь на основе символизации и обладая конкретным мистическим наполнением, играли лидирующую роль в объединении архаических сообществ.

Так открывается глубинное, доисторическое зарождение множества символов, вошедших в последующем в «золотой фонд» западноевропейской, а затем и российской геральдики, а также — основы ремесленнических эмблем, купеческих меток и прочих предпосылок маркирования товаров и изделий.
Причастность первобытных людей в отправлении совместных ритуалов не устраняло незаменимости в индивидуальной защите от невидимых злых сил, поиска различных способов их умилостивить. Этой цели служили обереги и амулеты. Часть из них нужно было держать в строгом секрете, а другие, наоборот, постоянно демонстрировать. Этим, во-первых, можно объяснить то обилие декоративных предметов, которые стараются удержать на теле, прикрепить к одежде, прикрепить к прическе аборигены Полинезии также жители Центральной Африки. Мистическое чувство подталкивает демонстрировать обереги от самых разных напастей: от неудач на охоте, дурного глаза, семейных неурядиц и пр. Только оставишь какой-нибудь амулет без своего внимания, не наденешь на себя или не нашьешь на одежду — тут-то и произойдет неприятность!
Индейцы племени черноногих, помимо изготовления магических амулетов, разрисовывали свою одежду символами духов, которые считались «тайными помощниками». Они надеялись, что, увидев такое почитавшие, эти помощники непременно будут поддерживать их в повседневной жизни.1 Важной частью боевого наряда североамериканских индейцев был пышный головной убор. Он делался из перьев хищных птиц, главным образом орлиных, так как орел во все века символизировал силу, стойкость, мужество, героизм, а также идею превосходства по отношению к окружающим. По форме индейский головной убор символизировал солнце с расходящимися лучами. В прическе воин также мог носить орлиные перья — их число указывало на число совершенных им подвигов. Той же цели могли служить зарубки на лице или на теле, варианты татуировок.
Как видим, подобные действия, осуществляемые с подлинной самоотдачей, имели как сакральное, так и престижное значение для многих из наших предков.
______________________________
1. Шульц Дж. Ловец орлов. М., 1991. С. 218