Определение места личности в социальной иерархии — производная функция проторекламы от трех предыдущих. Но степень ее значимости желает специального рассмотрения. От глубокой древности и до недавних времен повсюду следовало выделять правящую элиту и их приближенных из «простых смертных» посредством наглядных примет. В этой роли выступали все те же сакральные символы, составляющие набор знаков власти, и конечно же специальная одежда, украшения и прочая атрибутика. Это были постепенно наращивающиеся знаково-символические комплексы, приобретавшие, с одной стороны, статус постоянной традиции, а с другой создававший таинственный ореол вокруг правителей и тем самым гарантировавший благоговение подданных. Истоки этого варианта проторекламы тоже следуют из глубокой архаики и их можно встретить на всех пяти континентах.
Озаботиться тем, чтобы весь этот комплекс предметов постоянно окружал правителя и находился в привлекательном состоянии, должны были особо уполномоченные приближенные.
Вновь мы должны отметить параллелизм процессов, опирающийся на социально-психологическую глубинную общность разных ответвлений рода человеческого, будь то аборигены Южной или Северной Америки, Австралии, Африки, Азии или начальной стадии становления европейской цивилизации.
Еще одним примером, свидетельствующим сквозной тезис данного раздела, является находка археологов на территории России. В газете "Известия" сообщали, что в августе 1993 г. сибирские археологи во время раскопок в труднодоступном регионе на Восточном Алтае нашли невиданное по своему богатству захоронение...
Особую ценность захоронению придавала прекрасно сохранившаяся мумия молодой женщины... Умерла она 2500 лет назад в возрасте 23 лет... Мумия скифской девушки уникальна тем, что на ней сохранились следы татуировки, которая являлась привилегией высшей касты. Особенно интересны рисунки на руках, считавшиеся символом власти.1
Дальнейшая реконструкция объектов захоронения позволила установить, что «принцесса» была в одежде из шелка, в высоком головном уборе с позолотой и с палочкой из лиственницы в руках. Поверх шелкового платья была надета шуба, а рядом захоронены шесть коней с металлическими бляхами, покрытыми иероглифами. Есть версия, что при жизни эта женщина была жрицей и большая часть окружавших ее предметов и знаков носила сакральный характер.
На этом «отечественном» примере мы вновь убеждаемся во вселенской жизненности наглядной демонстрации членами сообщества своего ранга и статуса. Парадоксально, но подобная потребность не завершается даже с окончанием жизни многих людей. Заботы о приличествующих рангу похоронах, о достойном надгробии содержатся в подавляющем числе официальных завещаний от античности до наших дней. И тем самым элементы проторекламы реализуются и в пышности похорон, и в помпезности надгробий, и в велеречивости эпитафий.
_______________________________
1. Известия. 1994. 29 сентября