Устная реклама книг совершалась еще одним, убедительным и своеобразным способом — с помощью выразительной подачи титульного листа.
Дело в том, что практически до конца XV в. такого понятия как «титульный лист» не существовало, также отсутствовала специально выработанная форма заглавия. Заголовком, как в античности, так и в Средние века была первая строка рукописи, она часто выделялась переписчиком, и почти всегда украшалась декорированием начальной буквы. В принципе, какие титульные листы могли применяться в папирусных книгах свернутыми в трубки. Они различались с помощью ярлыков, которые прикрепляли к трубкам. С возникновением нового способа брошюрования пергаменных «тетрадей» в средневековой Европе пространство для титульного листа, казалось бы, появилось, но необходимости в нем еще долгое время не возникало.
Такая острая необходимость появилась, когда возникла потребность в продаже множества разносторонних изданий, их оперативно различать их между собой и, привлекать к ним внимание покупателей.
«И не пройдет и четверти века со времени печатания шедевра Гутенберга, как Эрхард Ратдольт создаст в Венеции в 1476 году первый в мире полный титульный лист, в котором наличествуют уже все библиографические элементы да еще вдобавок в стихотворной форме и с красивым орнаментом»...1
Титульный лист все изысканнее украшают гравировкой, все виртуознее пользуются «игрой шрифтов», а главное — вводят в содержание заголовка похвалы содержания книги и престижности автора. Вот пример многострочного заголовка к поэме «Рейнеке-Лис», которая издана впервые в Любеке в 1498 г.:
Сие есть весьма преполезная, столь же забавная, сколь и поучительная книжица, в коей обиходным, однако, любезным манером под личиною льва, медведя, лиса, волка и прочих зверей примечательно изображены и живыми красками обрисованы жизнь и суть придворного, а также всех прочих сословий не токмо в свете их добродетелей, но и более того, в свете владеющих ими пороков.
Здесь отчетливо видно все рекламные элементы: поучительность книги и похвалы занимательности, ее стремление в исправление социального зла.
______________________________
1. Люблинский В. С. Указ. соч. М., 1972. С. 99.
<< назад конфессиональная печатная реклама >>