Виды изобразительной рекламы XI—XIV вв. доступны в производственной и торговой эмблематики, вариантах цеховой геральдики, в широком распространении народных гравюр. Вместе с устной, изобразительная реклама — особенный, очень значимый пласт культуры европейского Средневековья. Обширное распространение рыцарских гербов ученые связывают с огромным воодушевлением рыцарства в период первых крестовых походов и необходимостью различать ранг, родовитость, статус крестоносцев. Существуют и другие версии причин подъема геральдических интересов с началом нового тысячелетия.
Как мы видим, здесь очень многое берет свое начало от традиций проторекламы эпохи палеолита. Здесь можно наблюдать воплощение психологических потребностей людей в респектабельной самоидентификации, в ратификации своих отличий от всех остальных и их демонстрировании окружающим. Реализуются эти стремления благодаря использованию символов, множество из которых переходят в новое тысячелетие из античных времен. Ученые назвали геральдику комплексом знаков отличия, «составленных по четким правилам и присвоенных государствам, частям территорий (городам, княжествам, областям), родам, корпорациям (гильдиям, цехам, братствам), фамилиям, отдельным лицам и т.п.».
Основное отличие геральдической стадии от предыдущих похожих систем состоит в комплексе строгих правил создания гербов, строгого учета прав на изображения, тщательному толкованию смысла используемых символов. Таким образом к стихийному проявлению демонстративного значения знаков в культуре добавляется смысл данного процесса, носящий ограниченный характер. Геральдика европейского Средневековья расслоилась на ряд ведущих потоков: политический (гербы городов, регионов, государств), рыцарский (родовой), конфессиональный (эмблемы религиозных братств, епископских, кардинальских, папских наглядных знаков отличия) и, торгово-ремесленнический.
Мы не будем рассматривать первые ответвления, так как это слишком уведет нас от основной темы в область социально-политической репрезентаций, которые относятся не к рекламно-прагматической, а к идеологической сфере. Но вот рассмотреть цеховую и торгово-ремесленную геральдику — просто необходимо, так как эти направления служат для постоянной презентации услуг, товаров, цеховых объединений, купеческих гильдий.
- ТОРГОВАЯ И ЦЕХОВАЯ ЭМБЛЕМАТИКА В РЕКЛАМНОМ ПРОЦЕССЕ
- ЦЕХОВЫЕ ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ АКЦИИ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕХОВОЙ РЕКЛАМЫ
- АКТИВИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ РЕКЛАМЫ
- ПРЕДПЛАКАТНЫЕ ЖАНРЫ РЕКЛАМЫ
<< предыдущая тема в раздел следующая тема >>